Диарея после антибиотиков: как избежать появления и провести лечение


diarea_posle_antibiotikov

Антибиотики назначают при заболеваниях, причиной которых стали бактерии и другие микроорганизмы. Но они убивают не только вредоносные бактерии, но и собственную полезную микрофлору кишечника, которая необходима для нормальной работы кишечника и формирования иммунитета. При антибиотикотерапии может развиться дисбактериоз, и как следствие, появление диареи.

Диарея после приема антибиотиков

Диарея, которая возникает после применения антибиотиков, носит название антибиотикоассоциированной диареи. Частота стула после применения антибиотиков зависит от вида лекарственного препарата или его дозировок.

Факторы риска, которые могут привести к диарее после антибиотиков:

· Возраст больных – дети до 5 и пожилые люди старше 65 лет.

· Соматические заболевания, которые имеются в анамнезе.

· Острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

· Большие дозы антибиотиков, которые назначают при лечении.

· Нарушение режима приема антибиотиков, к ним относятся частая смена лекарств, а также короткий или слишком длинный курс приема.

Клиническая картина и симптомы диареи

Как правило, диарея появляется через 1-10 дней после окончания курса приема антибиотиков, а в некоторых случаях может начаться во время приема. Единственным симптомом при диарее после антибиотиков является частый, неоформленный, жидкий стул. При этом в уголках рта могут появиться изъязвления, у женщин развивается молочница (кандидоз влагалища), а у детей может появиться молочница ротовой полости.

При этом температура тела не повышается, анализы крови не дают картины воспаления. В некоторых случаях может присоединиться болевой синдром, который появляется вследствие повышения двигательной активности кишечника.

Лечение диареи после приема антибиотиков

Чаще всего организм справляется с диареей самостоятельно, и понос проходит после отмены антибиотиков. Однако в некоторых случаях проводится дополнительная медикаментозная терапия, которая включает:

· Назначают противодиарейный препарат Лоперапид, который обладает противокинетическим действием. Этот препарат не назначают при диарее, причиной которой стала инфекция.

· Если причиной поноса стало изменение качества и количества полезной микрофлоры кишечника, назначают такие группы препаратов, как пребиотики и пробиотики. Причем вводятся гораздо большие дозы этих препаратов, чем дозы антибиотиков. Пути введения – перорально, с помощью клизм, через зонд, который вставляется в нос и проходит до 12-перстной кишки, через колоноскоп. Предпочтение отдают группам полезной микрофлоры, которые обладают устойчивостью к кислой среде желудка.

Меры профилактики диареи при приеме антибиотиков

Для того чтобы не появилась диарея, нужно соблюдать два правила:

· Рационально и по показаниям назначать антибиотики, учитывая возраст больного, наличие сопутствующих заболеваний, состояние желудочно-кишечного тракта.

· Назначать с первых дней применения антибиотиков пробиотические средства, учитывая терапевтические дозы антибиотиков. Можно также назначать противокандидозные средства.

30 мая, 2013 - 19:51 Автор: Ольга Иванова